ZX SPECTRUM возвращается. Превью «Звездное наследие – 1: Черная кобра»

Так уж повелось, что испокон веков на Руси люди мыслят и живут, вроде бы, как все, но по-другому. Причем сей забавный факт можно наблюдать буквально повсюду, куда ни кинь пытливый взгляд. Например, во многих странах мира делают автомобили, разные автомобили: красивые и дорогие, мощные и напористые, и только продукция нашего автопрома легко узнаваема на любой улице мира. Пока, к сожалению, за счет своих родовых проклятий типа не закрывающихся дверей и прочих "ноу-хау" русских инженеров. Или возьмем, например, близкие всем нам отечественные ЭВМ – это же надо видеть (кто видел, меня поймет), до каких масштабов в прямом смысле этого слова могут дорасти амбиции отечественных электронщиков. Вот уж действительно, чего-чего, а умения (а главное – желания) каждый раз изобретать велосипед заново нам не занимать, видимо, настолько крепко засела в отечественном сознании мысль о собственной исключительности, что ничем ее оттуда не вытравишь.

Это я все к чему? Да к тому, что и индустрия (хотя, она у нас еще совсем не "индустрия") компьютерных развлечений на нашей с вами почве дает порой настолько неожиданные "всходы", что хватаются за голову все западные игроделы-селекционеры. То "эти странные русские" придумают, казалось бы, простецкую, совсем еще дошкольную поделку "Тетрис", от которой в нескончаемом экстазе заходится вся планета вот уже третий (!) десяток лет. То выпустят на свет божий такое чудо, которое и эти самые "загадочные русские" не все понимают (например, совершенно психоделический квест "Полная труба"), не говоря уже обо всем остальном прогрессивном человечестве. А что делать, когда страна по многим параметрам (в том числе по весу и влиянию в индустрии PC развлечений) находится, что называется "за пределами кольцевой автодороги", несмотря на все радужные и оптимистичные прогнозы наших гейм-издательств.

Поэтому разработчикам попросту ничего не остается, кроме как в очередной раз доказывать, прежде всего, самим себе и, конечно, всему остальному миру степень своей исключительности и одаренности. Потому и похожа работа большинства наших с вами девелоперских студий не на хладнокровное и местами циничное зарабатывание денег на своей продукции а ля Electronic Arts или там Microsoft, а на постоянный поиск себя и бесконечный эксперимент. Но самое забавное то, что, видимо, такое положение дел некоторые компании-разработчики видят в самых радужных тонах, дескать, только в такой атмосфере и рождаются настоящие шедевры гейм-строя. Не спорю, доля истины в этих словах, конечно, есть, однако в наш бурный XXI век такие увлеченные, я бы даже сказал, "романтические" команды разработчиков вызывают у большинства геймеров разве что только снисходительную улыбку полного непонимания. Конечно, "особо продвинутое" меньшинство игроков с двадцати-(и даже более!)-летним стажем будет лить скупые слезы умиления от полученного культурного шока, но на то оно и меньшинство, чтобы его мнение не учитывалось в нашей демократической стране.

Ну-ка, только ради эксперимента: "Кто сможет вспомнить, что такое ZX Spectrum?" Всем, кто ответил для себя на предыдущий вопрос, задаю следующий: "Живенько так сможете назвать пять самых-самых спектрумовских игр?" Ну, и для оставшейся когорты, очевидно, самых закоренелых и стародавних игроков последний вопрос: "Здесь есть поклонники игры "Звездное наследие", вышедшей уже черти-когда (аж в 1995 году) в нашей стране?" Если есть – у меня для всех вас шокирующая новость, впрочем, как и для всего остального рунетского (и не только) гейм-сообщества. Буквально завтра у всех "звездно-наследнических" поклонников может случиться неожиданное deja vu. Компания (кстати, авторы оригинального еще спектрумовского "Звездного наследия") STEP Creative Group готовит к выходу PC-инкарнацию своего знаменитого текстового квеста, названного "Звездное наследие – 1: Черная кобра" (для заграничных фанов – "Star Heritage – 1: Black Cobra).

"Ты помнишь, как все начиналось…"

Вообще говоря, для того, чтобы прочувствовать всю ответственность момента выхода на PC новой версии "Звездного наследия", нужно вспомнить великую и совсем не ужасную игру Elite. Будучи выпущенной еще в прошлом тысячелетии (а именно, в 1984 году), симуляторно-торговая игра "В космосе и ПРО космос", Elite уже в те далекие времена покорила сердца, не побоюсь этого слова, миллионов игроков. Мало того, что ею буквально упивались игроки всех мастей и возрастов, вокруг этой великолепной игры начала складываться своя маленькая субкультура, со своими фанатами, знатоками, гуру и просто сочувствующими. Да что там! Вместе с оригинальным фирменным изданием Elite в комплекте шла фантастическая повесть The Dark Wheel, основанная на событиях игры! И по сей день Elite по праву гордо носит заслуженное звание "самой популярной игры эпохи ZX Spectrum", что и говорить про те далекие восьмидесятые (тогда, кажется, еще динозавры были).

Новое прочтение классики

Вообще говоря, в наш век сиквелов и приквелов, римейков и кавер-версий было бы, по меньшей мере, неразумно оставлять пылиться на полках игру в столь интересном сеттинге и с ТАКОЙ-то историей! Поэтому вполне логично, что отцы-основатели оригинального "Звездного наследия" команда STEP Creative Group решила возродить аки птицу-Феникс свое детище аж десятилетней давности (да, у них юбилей!). Правда в 2005 году есть одно "но", а именно – так плотно и беззастенчиво цитировать великолепную Elite уже никто не позволит, поэтому многое в игре даже для спектрумовских могикан будет в новинку, не говоря уже о "нормальных" игроках. Кстати, сам сюжет, который в квестах по всем канонам жанра обязан просто блистать и сиять, в "Звездном наследии" будет из разряда так называемых "космических опер" или, на худой конец, саг, а ля Star Wars или там Star Track.

Нет, конечно, даже при маниакальном желании разработчиков студии STEP Creative Group никак не дотянуться до той же Lucas Arts, однако за одно то, что в их разработке не будет ни бородатых арабов, ни международных террористов, ни злобных и коварных русских со своими мятежными генералами и "ядреными" бомбами, уже можно сказать большое человеческое "спасибо"! Если все сложится так, как задумано в генеральном плане наступления на отечественных (и не только) игроков самими разработчиками, то на выходе мы с вами просто обязаны будем получить довольно редкий в наше время фокус. Нас ждет настоящий квест в old-school стиле про космос, с нормальными человеческими загадками и головоломками, хитрыми заданиями на логику, в красиво выглядящей и очень недурно звучащей родными русскими голосами оболочке. Естественно, никто не собирается на корню сносить сюжетную основу еще спектрумовского предшественника, а наоборот, ребята всеми силами стараются погрузить видавших виды игроков в ту самую первоначальную эйфорию от оригинального "Звездного наследия".

Значится так, жили-были люди (в игре они высокопарно называются Человечество) и "не люди" (сразу несколько иноземных рас, но встречаться по большей части нужно будет с Артангами, а также с представителями рас Клоред и Цефин). Кстати, сразу можете проверить свою память на предмет знания рас в игре Elite, подскажу: одна из местных рас, кроме человечества, естественно, прямиком перекочевала оттуда. Итак, жили они, поживали, как вдруг Артанги решили поработить всю вселенную с пригородами и стать единоличной расой-гегемоном. Хотя сами эти Артанги были совсем маленькие (среднему человеку вообще до плеча даже не достанут), но шутить с ними никому не хотелось, ибо похожи они были на противных жаб, с зеленой кожей, бородавками и прочими земноводными атрибутами классических голливудских пришельцев. Но самое обидное в этой ситуации то, что при всей своей уродливости Артанги были еще и сверхразвитой цивилизацией с передовыми технологиями и вооружением в масштабах всей галактики. Ну, и, как завещал нам еще Антон Павлович Чехов, любое висящее на стене ружье обязательно должно когда-нибудь выстрелить.

И что вы думаете? Выстрелило-таки, да еще как! Одним словом, практически все человечество было самым наглым и циничным образом порабощено, деморализовано и угнетено. Для людей настали тяжелые времена, продлившиеся сотни лет, когда над ними властвовали противные жабоподобные алиены. Однако нет во всей вселенной более оптимистичных существ, чем мы с вами, а это значит, мысль о восстании родилась у людей практически одновременно с оккупацией Артангами всего оставшегося человечества. Земляне обнаружили, что далеко не все планеты в округе заняты склизкими Артангами, поэтому в спешном порядке и режиме строжайшей конспирации, которой позавидовал бы и сам Штирлиц, земляне начали перебрасывать оружие и кое-какую военную технику в эти заброшенные уголки бескрайнего космоса. Развитая агентурная сеть мастерски скрывала своих "джеймсбондов" под видом обычных космических торгашей сувенирами и разными побрякушками, но и это прикрытие часто давало сбои, в результате чего нарушителей оккупационной дисциплины ждала неминуемая смерть.

Самые проницательные уже, наверняка, догадались, к чему это я клоню, говоря тут про агентов, конспирацию и все такое. Вы будете безмерно удивлены, но одним из таких секретных агентов с Земли нам и предстоит стать в рамках этого космического приключения, и звать нас всех будут Неустрашимый, во как! И надо же такому было случиться, что в один прекрасный день нашего главгероя засек один из патрулей артангов, а в результате локального военного конфликта мы потеряли и корабль, и секретный груз, и всякую надежду вернуться домой. Ведь только крепко ударившись о поверхность неизвестной нашему протеже планеты, он обнаружил, что оказался в прямом смысле слова на краю вселенной. Во-первых, связь с родными и начальством была утеряна; во-вторых, средств к выживанию тоже нет, да и планета эта (как позже потом оказалось) не нанесена ни на одну из известных космических карт и не отмечена ни в одном из справочников-путеводителей по галактике. Собственно на этой безрадостной ноте нас и будет встречать "Звездное наследие-1: Черная кобра".

Пять ложек квеста, щепотка адвенчуры, RPG добавлять по вкусу

Даже не знаю, как вам это сказать, друзья, но разрабатываемая "новая" старая игра "Звездное наследие" обещает основательно потрепать закостеневшие устои столь консервативного жанра как "квест классический обыкновенный". Разработчики ни много, ни мало собираются внедрить в свое детище не только уже привычные адвенчурные элементы, но даже и некоторые принципы сугубо ролевых игр. Честно говоря, подобные заявления звучат из уст разработчиков в последнее время все более и более пугающе. Уж слишком высок процент откровенно неудавшихся игр, пытавшихся самим фактом своей разработки покуситься на лавры сразу нескольких жанров. Игре может не хватать нормальной графики, сочного звука и живых диалогов, "зато у нас есть ролевые элементы", – весело твердят оправдывающиеся разработчики. Очень надеюсь, что в нашем случае такого не случится. А пока ребята из STEP Creative Group говорят, что в их разработке будет место как классическим для квестов манипуляциям с различными предметами, механизмами, рычагами, так и поискам различных недостающих деталей, своего рода космических "улик", обрывков информации о планете и вселенной вообще.

Естественно, со времен ZX Spectrum очень много воды утекло, поэтому круг задач, которые придется решать нашему подопечному, дабы добраться домой, будет в разы шире и разнообразнее своего оригинального еще спектрумовского воплощения. А в качестве хорошей новости от самих разработчиков можно упомянуть о том, что в целом все задачки и паззлы будут иметь гораздо более сбалансированный характер, не вынуждая игрока лезть, порой, за Большой Советской энциклопедией или открывать учебник Геометрии за восьмой класс. Хотя, легкой жизни при всем при этом никто не обещает, все-таки с заброшенной планеты убираться придется, тут не забалуешь! В этой связи просто ошеломляюще (особенно в сравнении с современными игровыми хитами) звучит предположительное время прохождения игры, а именно – один месяц! Хотя сами разработчики утверждают, что для впервые севшего за "Звездное наследие" игрока приключения могут затянуться "лишь" на сорок часов, ну, дык и играть-то многие будут после трудового дня по полчасика, чтобы расслабиться, так что выводы делайте сами. Я даже боюсь предположить, чем таким особенным собираются удерживать игроков у своих мониторов оптимисты-разработчики, но замахиваться на столь продолжительно время игры, это очень по-русски, и очень романтично.

В копилку общей примечательности и даже некоторой уникальности будущей игры можно положить и те самые "ролевые элементы", которые разработчики упорно внедряют в свое детище, дабы хоть как-то оживить сугубо квестовую неторопливость всего происходящего на экране. Например, в некоторых локациях наш главгерой обязательно встретит разговорчивых (и не очень) NPC, с которыми можно будет и просто парой слов перекинуться, и задание какое-нибудь выпросить, и деньжатами разжиться при надобности. Кстати говоря, всего таких "болтунов" разработчики нам обещают целый детсад в двадцать человек, выполненных в очень хорошем качестве (от 3 до 8 тысяч полигонов на каждую тушку). Помимо этого, на этой совсем не дружелюбной планете мы с вами вполне сможем наткнуться на какого-нибудь представителя местной фауны (что-то мне подсказывает, что "оно" будет как минимум членистоногим или инсектоидом, отвратительно выглядеть, и омерзительно пахнуть). Естественно, дружеским рукопожатием дело у нас не закончится, значит, придется защищать свою жизнь в самом настоящем поединке! Да, да, будет в квесте и такое! Разработчики планируют внедрение обзора от первого лица, а это значит, в момент драки с такой тварью "Звездное наследие" рискует превратиться, по меньшей мере, в Morrowind, ну, или в простенький шутер, наконец.

Нелинейность + ролевые элементы = дружба навек!

Ребята из STEP Creative Group планируют нашпиговать нашего протеже такими характеристиками, как выносливость, сила, здоровье, самым непосредственным образом влияющими своими показателями либо на исход очередной схватки с аборигенами этой планеты, либо на последствия этой самой схватки. Ну, и уж совсем замечательно то, что "степовцы" предполагают все эти ролевые примочки увязать с пресловутой нелинейностью, которой так мозолят глаза нынешние издатели практически всех современных игр, будь то симулятор отдыха на Гавайях или же аркадные гонки в эротическом сеттинге. Мало того, создатели "Звездного наследия" старательно пытаются избежать известной ахиллесовой пяты всех квестов, когда любая инициатива героя немедленно каралась либо бессмысленным тупиком, либо сразу гамовером.

Например, разработчики упирают на то, что большинство игровых ситуаций может быть решено различными путями, в различной последовательности и в различной же очередности (пока еще в это верится). С другой стороны, сами сюжетные ходы порой будут предлагать игроку выбор как минимум между двумя (или более, как максимум) ОЧЕНЬ различающимися между собой решениями очередной задачки. Наконец, вопреки всем устоям и канонам жанра, игроку будет дозволено даже переметнуться на сторону самых заклятых врагов всего человечества, прямиком на службу к Артангам. Чем не шанс выбраться с планеты? Однако, как это будет реализовано, мы узнаем уже совсем скоро. Да, что там?! Даже время суток, в которое вы решили совершить свой очередной променад по планете, может самым неожиданным образом изменить всю судьбу главного героя. Проще говоря – когда на улице непроглядная космическая темень, нечего мотаться по округе в поисках приключений на свою пятую точку, потому что, как уверяют сами создатели игры, ночью шансы подцепить какую-нибудь инопланетную заразу в качестве гида по местным достопримечательностям резко возрастают.

Широкими мазками

А в качестве десерта, как всегда, пошепчемся о местной графике, музыке и прочем великолепии. Честно говоря, при взгляде на скриншоты даже как-то и не верится (не в обиду будет сказано), что в нашей с вами стране стали выпускать не просто "хорошие" игры такого уровня графической отделки, а самый настоящий квест! Далеко за примерами ходить не надо: вспомните последние квестовые поделки от K-D Lab, Сатурн Плюс и иже с ними, в который уже раз представивших на общественное растерзание свои параноидальные "Приключения братьев Пилотов" или очередные похождения Петьки и Василия Ивановича в туповато-пошловатом антураже. Да после таких "игр" создателям "Звездного наследия", не поленившимся засесть за действительно серьезный и (хочется верить) интересный квест, нужно благодарность объявить с внеочередными выходными.

Я серьезно, качество прорисовки местных ландшафтов и архитектурных изысков вызывает настоящее уважение, а порой и ничем не прикрытое удивление. Понятно, что сама внутриигровая механика квеста позволяет разработчикам не сильно оглядываться на мощности среднестатистического РС, однако этот факт ничуть не умаляет заслуг художников и гейм-дизайнеров студии STEP Creative Group. Вообще говоря, весь квест будет включать в себя более восьмидесяти пяти неповторяющихся локаций, которые будут объединены сюжетом в пять кучек (по количеству эпизодов). Сами же локации будут в себя включать ажно около двух сотен (!) игровых "экранов", т.е. заранее пререндеренных 2D-бэкграундов, разрешением 1024 х 768 точек. Однако и это еще не все, дабы не дать заскучать игроку, напряженно всматривающемуся в даль космоса, большинство локаций будет изрядно оживлено всякими там плывущими облачками по небу, журчащей водичкой в местных ручьях, или даже местным дождем. Грибов после него не обещают, но и этого уже немало, особенно учитывая жанр проекта.

А вот озвучка будущего проекта, которая совсем недавно была полностью завершена, вообще грозит стать явлением уникальным для российской девелоперской сцены. Вы не поверите, но бюджет игры (отдельное спасибо компании "1С") позволил пригласить актеров театра и кино для озвучивания более двадцати пяти персонажей игры! Нет, конечно, никто не звал сразу двадцать пять актеров, просто некоторые из них озвучивали сразу несколько персонажей. Притом заговорили по-русски эти бездушные NPC вовсе не голосами каких-то там студентов театральных вузов и училищ, а самих что ни на есть корифеев актерского дубляжа. Среди прочих приглашенных артистов засветились Александр Клюквин, Николай Лазарев, Виктория Радунская, Александр Пожаров и еще многие другие. Возможно, большинству игроков эти имена ничего и не скажут, зато уж их голоса вы опознаете мгновенно, ведь именно они "говорят" за большинство голливудских актеров. Кстати, очень многие музыкальные темы перекочевали в современную инкарнацию "Звездного наследия" аж из 1995 года (!), естественно в некоторой обработке, иначе столь концептуальный подход мог здорово подкосить стройные ряды возможных поклонников игры.

Загибаем пальчики

Признаться честно, я не скрываю некоторого своего скепсиса относительно оглушительного успеха этой отечественной разработки среди квестовиков, ну, разве что, среди самых закоренелых. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что квестов, да и вообще интересных приключенческих игр такого уровня и с таким бюджетом в нашей стране еще не выпускали. Поэтому в этом плане у игры есть все шансы массово увлечь свежих игроков в свои недра. А увлекать есть чем:

Интересный игровой сеттинг и очень, нет ОЧЕНЬ давняя история самой игровой вселенной;
Нетривиальный космический и одновременно научно-фантастический сюжет, что, во всяком случае для квестов, необычно, ново и свежо;
Красивейшая и разнообразная графика вкупе с занятным дизайном игровых локаций;
Многочисленные ролевые элементы действительно "к месту" + боевая система с видом "из глаз";
Оригинальный саундтрек десятилетней давности (правда, сплошь в ремиксах) и роскошная озвучка на великом и могучем;

... и, конечно же, нелинейная нелинейность всего нелинейно происходящего на нелинейном экране.

Финист 
OGL.ru (Online Game Library)
18 августа 2005

18 августа 2005